Несколько раз в году королева Великобритании Елизавета II устраивает для своих подданных праздник, которого многие из них ждут всю свою жизнь - чаепитие в саду королевского дворца. Три чаепития в год в Лондоне и столько же в Эдинбурге. Около 2,5 тысяч гостей на каждом из них - каждому приглашенному разрешается привести с собой супруга, партнера, друга или коллегу.
...Концентрация дамских шляпок и мужчин в серых фраках и цилиндрах в окрестностях Букингемского дворца в дни проведения "чайных пати" резко возрастает. На входе у них проверяют приглашения, и на этом, как ни странно, все меры безопасности заканчиваются.
Ни металлоискателей, ни личных обысков - видимо, британцы искренне верят в то, что покушаться на горячо любимую нацией королеву и ее родственников никому просто не придёт в голову.
Погода в этот день явно благоприятствовала гостям - ясное небо, тепло, а на солнечной стороне парка даже жарко, и никаких намёков на дождь или грозу. Единственной тревогой для приглашенных, прежде всего для дам, стал сильный ветер, который так и норовил сорвать с них роскошные шляпки.
В длинной очереди, которая медленно движется через усыпанный красным гравием квадратный двор Букингемского дворца, мелькают и священнослужители различных конфессий, и военные в парадной форме, но без медалей, и представители различных стран в национальных костюмах - японки в кимоно, африканки в разноцветных одеждах, индийские женщины в сари и мужчины в рубашках-куртах. Гостей проводят через парадные галереи дворца, откуда выход ведет в огромный сад-парк с извилистым прудом и большой лужайкой посредине, где и устраивается королевское чаепитие.
По краям лужайки установлены специальные тенты, где подают угощение. Шатёр для членов королевской семьи можно узнать по короне над ним и красной ковровой дорожке. Рядом располагается "дипломатический тент", куда приглашают иностранных послов, военных, журналистов и других высоких зарубежных гостей. Для всех остальных - огромный шатёр на другой стороне лужайки. Приветливые официанты предлагают угощаться отменным чаем, холодным кофе и яблочным соком, к которым подаются канапе с копченым лососем, знаменитые английские сэндвичи с огурцом, воздушные профитроли с ореховым кремом, тарталетки со свежими ягодами, пирожные с малиновым джемом и другая выпечка.
Знающие гости стараются держаться при этом неподалеку от ведущих на лужайку ступеней дворца, ибо именно они окажутся в этом случае в первых рядах "живого коридора", по которому пойдет королева.
Чрезвычайно вежливые придворные убеждают тех, кто в нетерпении вышел вперед, отступить на несколько ярдов назад, чтобы "коридор" выглядел ровно. По обе стороны этого прохода встают знаменитые "бифитеры" - охранники Лондонского Тауэра. Некоторые гости тем временем тихо переговариваются и даже заключают пари на то, какой цвет костюма выберет на этот раз королева.
В это время камердинеры во фраках и с цветами в петлицах проходят вдоль толпы и внимательным опытным взглядом выбирают тех, кому будет доверено почетное право поговорить с Елизаветой II и другими членами королевской семьи. Избранным дают краткие инструкции о том, как сделать книксен перед Ее Величеством, как обращаться к ней и что говорить, как закончить разговор.
В четыре часа дня под звуки британского государственного гимна из дверей дворца появляется Ее Величество в сопровождении супруга - герцога Эдинбургского Филиппа.
На этот раз она в темно-розовом летнем пальто и такого же цвета шляпке, обвитой красными лентами. В руках - неизменная черная лаковая сумочка, а губы подведены помадой в тон шляпке.
Она неторопливо идет по "живому коридору", останавливаясь у расставленных через 2-3 метра групп гостей. И это не просто формальное приветствие и два-три вопроса "о погоде". С каждой группой королева проводит по нескольку минут, искренне и участливо интересуясь тем, откуда приехали ее гости, чем они занимаются, есть ли у них дети или внуки и так далее.
Несмотря на свой почтенный возраст в 81 год, королева в течение почти двух часов терпеливо обходит всех подготовленных для встречи с ней гостей. В это время герцог Эдинбургский, принц Эдвард с беременной женой Софи, а также принц Майкл Кентский и герцог Глостерский с супругами также общаются с гостями в разных уголках сада.
Принц Уэльский Чарльз и его супруга, герцогиня Корнуоллская Камилла, праздновавшая в этот день своё 60-летие, на приеме отсутствовали, но вовсе не потому, что праздновали юбилей герцогини. В этот день они посещали одну из ферм в английском графстве Уилтшир, где местные жители преподнесли Камилле торт в виде шляпки.
После общения с народом в "живом коридоре" на лужайке Букингемского дворца времени на чай у самой королевы почти не остается, но тем не менее, без сомнения, она покидает подобные праздники с чувством удовлетворения, поскольку знает, чем живут и о чем радуются и печалятся её подданные.
И если журналисты или дипломаты с их непрерывной чередой светских мероприятий, возможно, воспринимают королевское чаепитие, как запоминающееся, но все-таки рядовое церемониальное событие, то для простых британцев этот вечер становится событием на всю жизнь, о котором рассказывают детям и внукам.
Налета таинственности и неуловимости старой эпохи добавляет к этому и тот факт, что фотографировать во время чаепития запрещено, а все мобильные телефоны должны быть отключены. Поэтому в наш век документирования любых событий на фото, прием в саду у королевы остается тем, о чем можно только рассказать либо увидеть собственными глазами.
Александр Смотров, РИА Новости, Лондон.