Мария Шарапова путешествует, как и полагается одной из самых высоко оплачиваемых спортсменок: она останавливается в шикарных гостиницах, обедает в модных ресторанах и потакает своей слабости к дорогой обуви.
Но в мире еще остался один уголок, где 20-летняя звезда тенниса ни разу не была - район, опустошенный 21 год назад катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Когда реактор украинской АЭС взорвался, и радиоактивные облака накрыли западную часть Советского Союза и Северную Европу, Елена, мать Шараповой, была беременна.
«Многие семьи стали уезжать, но большое количество людей осталось, потому что они не представляли, куда им податься, - сказала Шарапова Associated Press. – Отец моей матери в то время работал в Сибири, поэтому мои родители отправились туда».
Юрий, отец Шараповой, и ее мать покинули белорусский город Гомель, расположенный в 80 милях (130 километрах) к северу от Чернобыля, незадолго до рождения Марии в сибирском городе Нягань.
Гомель оказался одним из самых зараженных радиацией регионов. Шарапова сообщила, что там до сих пор живут ее родственники, в том числе дедушка и бабушка.
Шарапова планирует посетить Чернобыль в качестве посла доброй воли ООН в июле следующего года после Уимблдонского турнира.
«Пока программа моего визита только разрабатывается, - сказала она. – Но я хочу посетить учреждения, которые сейчас строятся для детей – компьютерные лаборатории и госпитали».
Шарапова начала учиться теннису в возрасте четырех лет. Двумя годами позже ее открыла Мартина Навратилова, когда давала мастер-класс в Москве. Когда Шараповой было девять лет, она переехала с отцом во Флориду, расставшись на два года с матерью, которая была вынуждена остаться в России из-за финансовых ограничений и проблем с визой.
Шарапова все время помнит о своих корнях.
В 2004 году Шарапова победила в чемпионате мира WTA и получила в качестве приза автомобиль стоимостью более 56 000 долларов. Она передала деньги в фонд пострадавших от теракта в Беслане, трагедии, унесшей жизни 334 человек, более половины которых составляли дети.
В феврале, после того, как ей было присвоено звание посла доброй воли, Шарапова пожертвовала $100,000 в фонд восстановления районов, пострадавших от последствий чернобыльской аварии.
Послы доброй воли пытаются привлечь внимание мировой общественности к бедственному положению в самых нищих уголках мира. Шарапова, которая заработала более 9 миллионов долларов призовых денег, заключила двухлетний контракт с Программой развития Организации Объединённых Наций, где она получает символическую зарплату в размере одного доллара в год. Послы доброй воли сами оплачивают свои дорожные расходы.
«Они хотели, чтобы я работала в этой программе, потому что им казалось, что проживающие в этих районах люди не верят в то, что у них есть шанс на выживание, - сказала Шарапова. – Они хотели, чтобы я помогла осознать этим людям, что такие реальные дела, как строительство школ, больниц, очистка воздуха являются основанием для гордости, что им нужно продолжать двигаться в этом направлении, а не предаваться мрачным мыслям».
Ее поездка в Чернобыль продлится всего несколько дней.
«К сожалению, в году у меня только 28 свободных от спорта дней, когда я могу выполнять возложенную на меня работу, свои обязательства перед спонсорами, участвовать в фотосессиях, путешествовать, - сказала она. – Мое время крайне ограничено».
Шарапова выиграла свой первый турнир в этом сезоне в Сан-Диего. Во время турнира она встретилась с группой российских детей, которые путешествовали по Соединенным Штатам.
Спонсором был фонд «Дети Чернобыля», некоммерческая организация, которая организует для здоровых детей из Беларуси в возрасте от 8 до 12 лет 6-8-недельные поездки в Америку. Дети живут в американских семьях и получают бесплатное медицинское лечение.
Во время встречи с Шараповой члены некоторых семей спросили ее, какой совет она могла бы дать этим детям.
«Это сложно, потому что большинство из них – сироты. Мне действительно повезло, что мои мама и папа были рядом со мной и поддерживали меня», - сказала Шарапова.
Шарапова не рассчитывала, что дети знают, кто она, несмотря на то, что она является второй ракеткой мира и победительницей Уимблдонского турнира и Открытого чемпионата США.
«У них было столько вопросов ко мне. Дети такие маленькие, но они задавали слишком серьезные для своих лет вопросы, - сказала Мария. – Один мальчик спросил меня, как я хотела бы воспитывать своих детей. Я подумала: «Боже! Ты же сам еще ребенок!». Это было так необычно».
Дети знали только несколько элементарных английских фраз, например, «How are you?», поэтому они задавали вопросы на русском, и Шарапова отвечала на своем родном языке.
Дети с восторгом рассказывали о своем посещении океанариума «Sea World», и Мария ударилась в воспоминания. На фотографиях в глянцевых журналах и на красной ковровой дорожке Шарапова выглядит искушенной современной женщиной, но она утверждает, что вдали от кортов и фотокамер ведет себя как девчонка.
«Я до сих пор люблю делать то, за что даже не нужно платить, - говорит она. – Пойти на пляж в компании пятерых друзей и хорошо провести время значит для меня больше, чем посещение светских мероприятий и трата сотен долларов. Слушая этих детей, я поняла: «Надо же, эти мелочи жизни делают их действительно счастливыми»».
Шарапова начнет защищать свой титул чемпионки Открытого чемпионата США по теннису 27 августа. Она снялась с полуфинала проходившего на прошлой неделе теннисного турнира в Карсоне из-за ножной травмы. Она сообщила, что собирается участвовать в соревнованиях еще семь лет.
«Я хочу еще столько всего сделать в своей жизни, - сказала она, упомянув, что брак и дети входят в список намеченных целей. – Я бы хотела открыть детскую школу тенниса в моем городе Сочи».
Шарапова сказала, что недавно прочитала книгу об Африке, и прочитанное, а также ее благотворительная деятельность помогли ей расширить горизонты ее мира ударов ракеткой по мячу.
«Если Вы можете помочь нескольким людям, заставить их улыбаться, поверить в то, что жизнь – хороша, - сказала Мария, - то лучше заниматься этим, поскольку это приносит намного больше удовольствия, чем покупка новой пары туфель».
Перевод