Накануне Дня Победы в киноконцертном зале "Октябрь" прошла премьера второй части фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2" - "Цитадель".
"Цитадель" презентовали с меньшей помпой, нежели разгромленную критиками первую часть продолжения "Утомленных солнцем" - "Предстояние". На площадке, несопоставимой по масштабам с Государственным Кремлевским дворцом, отсутствовала массовка в штатском и военной форме 1941 года, а также декорации улиц и парков Москвы военных лет. Никакого сопутствующего антуража - просто премьера и все. И тем не менее, невзирая на праздники и перекрытый в связи с репетициями парада центр столицы, посмотреть продолжение "не получившегося" фильма Михалкова пришли "все–все–все". В фойе промелькнули актеры Юрий Стоянов, Александр Панкратов-Черный, Николай Бурляев, Владимир Ильин, сыгравший в картине роль Кирика, актриса Римма Маркова, продюсер Александр Шульгин, актриса Анна Михалкова, также сыгравшая эпизодическую роль в фильме. Глава МЧС Сергей Шойгу с дочерью Ксенией тщетно пытался скрыться от камер то в одном кафе кинотеатра, то в другом, отказываясь от преждевременных комментариев. Министр культуры Александр Авдеев обнаружился только после завершения сеанса. Исполнитель роли Мити с супругой Анастасией, напротив, ни от кого не скрывались: пара неспешно проследовала в зал, раздавая на ходу интервью. В проходе между рядами образовался "вип-затор". Сбитая с ног обозреватель Glomu.Ru приземлилась на соседнее кресло с Сергеем Шойгу.
- Я бы не советовал вам занимать это место, - порекомендовал глава МЧС.
- Почему? – удивилась обозреватель.
- Просто тут Юра Николаев сидит, он вышел ненадолго, - миролюбиво улыбнулся Шойгу.
На горизонте замаячила под ручку с супругой Никиты Сергеевича . Вовремя подоспевший генеральный директор Первого канала испортил парадное фото, приставив Примадонне игривые "рожки". Эрнст с Пугачевой заняли места в том же ряду в центральном проходе, что и Шойгу.
Рядом расположился режиссер , который пришел на премьеру с матерью, актрисой Ириной Скобцевой, и племянником, актером Константином Крюковым.
- Я уверен, что получу удовольствие, Никита Сергеевич не снял ни одного плохого фильма, - поведал на ходу актер Алексей Петренко.
Глава киностудии "Мосфильм" режиссер Карен Шахназаров выразил свое восхищение режиссерским подвигом Михалкова:
- Я знаю, что значит сделать военную картину в российской ситуации, особенно, когда тебе не 25 лет, поэтому у меня свое представление о том, что хорошо и что плохо. Я бы посоветовал нашим зрителям относиться с уважением к режиссерам, которые поднимают грандиозные проекты. У нас такое кино делать невозможно, это все равно, что в нашем автопроме сделать за год "Мерседес" на ЗИЛе.
Бесконечные комментарии пресек лично , появившийся на сцене в гордом одиночестве.
- Пока говорить не начнешь, никто не рассядется. Занимайте места, пожалуйста, начинаем, - быстро угомонил зал "комдив Котов". И продолжил:
- Я рад, что вы пришли, не ожидал, учитывая праздники. Этот фильм - 8 лет жизни группы, в которой работало более пятиста человек, – рассказал Михалков. - Это тяжелейшие условия съемок, не хочу жаловаться, Господь управил так, что мы все это закончили. Казалось, что картина "Предстояние" будет тем самым манком, который оставит зрителя в состоянии предвкушения и интереса, но не во всем это получилось. Но я верю в эти картины, потому что такое количество людей не могло работать с таким увлечением над тем, что никому не нужно - такого просто не может быть. Если первая картина о метафизике разрушения, то вторая - о метафизике созидания. Когда я много лет назад начинал сниматься у Сергея Федоровича Бондарчука в "Войне и мире", я очень быстро рос, мне даже предложили в шутку сделать укол, чтобы не расти… Тогда я имел счастье прожить с Бондарчуком в Кашире несколько замечательных дней в одном доме. Он был весь завален фолиантами, среди которых нашлась книжечка Циалковского, которая называлась "Эгоизм Вселенной" – не научная, а чувственная теория о том, что человека с миром связывает неизвестно что: умерла собака, и ты перестаешь существовать, или потерял расческу, и все кончилось, и так далее. Ниточки, которые нас связывают с жизнью, - мы их не знаем… В нашей картине снялись потрясающие артисты, я прошу вас в знак уважения досмотреть титры - сколько людей ушло раньше времени, не дожив до этого дня. Если захотите, я представлю группу после фильма.
Засим Михалков удалился. Титры зал встретил аплодисментами и криками "браво". На сцену вышли члены съемочной группы во главе с исполнителями главных и эпизодических ролей: Викторией Толстогановой, Олегом Меньшиковым, Надеждой и Анной Михалковыми, Инной Чуриковой, Павлом Деревянко, Владимиром Ильиным.
Никита Михалков обнял свою экранную жену – глубоко беременную актрису Викторию Толстоганову - и пожаловался:
- Я больше не буду задействовать Толстоганову в больших проектах, за время съемок она успела родить двоих детей и опять беременна, приходилось все время успевать снимать ее между беременностями.
- И Надя уже тоже! – крикнул кто-то из зала.
- И Надя тоже, - лаконично прокомментировал "интересное положение" дочери Никита Михалков.
Фуршет по случаю премьеры проходил в фойе кинотеатра. В закрытое кафе "Порто Черво" прессу не пускали – только членов съемочной группы и их друзей. Алла Пугачева на банкет не осталась, удалившись сразу после сеанса. Никита Сергеевич время от времени демократично "выходил в народ".
- Михалков - браво! – приветствовала режиссера поцелуем актриса Татьяна Егорова, прославившаяся своими скандальными воспоминаниями о романе с Андреем Мироновым. На премьере она присутствовала вместе с супругом.
- С Никитой мы вместе учились, правда на разных курсах. Он на первом, я – на третьем, - поделилась с обозревателем Татьяна Егорова. – Однажды вместе танцевали рок-н-ролл. Фильм мне очень понравился. Я так плакала…
Плакала не только Егорова, но и актер Владимир Ильин (Кирик). Фильм он смотрел впервые и от комментариев отказался:
- Не могу сейчас, мне надо подумать, переварить.
Никита Сергеевич рассказал, как тяжело ему дались сцены с дочерью:
- Я очень волновался, но Надя справилась блестяще. Если в 1994 году она была еще не актрисой, а ребенком, то сейчас Надя – скрипка Страдивари…, - святился от гордости за дочь Михалков. Надя справилась с ролью блестяще.
В процессе обсуждения на фуршете раздавались мнения, что Михалков не выпускал вторую часть так долго, потому что перемонтировал ее с учетом ошибок раскритикованного "Предстояния". Результат налицо: вторая часть получилась однозначно лучше первой.
- Это полная чушь, - прокомментировал обозревателю историю с монтажом Никита Сергеевич. - Фильм проистекал так, как он был мной задуман. Вы же не думаете, что если кто-то там сказал, что Михалков снял ерунду, я брошусь все переделывать?
Анна Горбашова, обозреватель
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции