Торговый дом Christie's во вторник открывает двухдневный аукцион шедеврами модернизма, многие из которых так или иначе связаны с Россией.
Объявление об аукционе и каталог размещены на официальном сайте Christie's.
Одна из самых значимых и дорогих работ - портрет Генри Матисса "Одалиска. Голубая гармония", оцененный в 15-20 миллионов долларов. На нем изображена муза Матисса - голубоглазая русская эмигрантка Лидия Делекторская. 22-летняя беженка, прибывшая в Париж из Харбина, не знавшая ни французского, ни живописи, нанялась к художнику в зените славы вначале для присмотра по дому и ухода за престарелой супругой. Высокая блондинка с азиатскими скулами провела в доме Матиссов более 20 лет до самой смерти художника, меняя роли от скромной служащей и натурщицы до музы, домоуправительницы и хранительницы наследия великого импрессиониста.
Именно эта женщина подарила крупнейшим музеям России личные вещи и полотна Матисса. Уже находясь в преклонных годах, в письме к директору Эрмитажа Борису Пиотровскому Делекторская писала: "...если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги". Уйдя из жизни почти в 90 лет, загадочная русская не оставила после себя никаких мемуаров.
Среди топ-лотов аукциона - портрет Амедео Модильяни, стартовой ценою в 15-20 миллионов долларов, на котором изображен скульптор Оскар Мещанинов, уроженец Витебска, эмигрировавший в Париж в 1906 году. Именно к нему, обладателю славы не только талантливого художника, но также человека большой души, Модильяни однажды привел на постой тогда еще нищего соплеменника Хаима Сутина, родившегося в местечке под Минском. Дом Мещанинова стал прибежищем будущего знаменитого художника.
На торги вытавляется также полотно Марка Шагала "Свадьба", оцененное в 7 миллионов долларов. Почитатели этого художника знают, что где бы ни жил Шагал, он всегда писал город своего детства Витебск, посетить который ему ни разу не разрешили советские власти по политическим мотивам - за эмиграцию из СССР, за роспись израильского кнессета. Париж, где Шагал провел большую часть жизни и который любил всей душой, он называл "своим вторым Витебском".
На первые осенние торги также выставлены холсты и акварели Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Камиля Писаро, Поля Синьяка, Макса Бекмана, Клода Моне, Поля Гогена на общую сумму около 400 миллионов долларов.