"The Times", Великобритания
Донателла Версаче, посетив Москву после десятилетнего перерыва, обнаружила, что русские женщины - как и стиль Верчасе - теперь отдают предпочтение утонченности, а не крикливой броскости.
Впервые я посетила Россию десять лет назад, чтобы увидеть балетную постановку моего покойного друга Мориса Бежара. Балет ставился в Санкт-Петербурге. Меня поразила красота и величие этого имперского города, его дворцы и прямые длинные бульвары. Я оказалась там вскоре после распада Советского Союза, и люди, с которыми я встречалась в то время, только начинали привыкать к мысли, что существует такая вещь как свобода самовыражения.
Наш Дом очень быстро распознал в России потенциальный новый рынок. Мы открыли свой первый магазин в Москве в 1992 году, и вскоре у нас появилась постоянная клиентура - недавно разбогатевшие русские женщины, которые покупали вещи, чтобы продемонстрировать свой материальный статус.
Мы пришлись друг другу по душе. В те времена вещи от Версаче были роскошными и вычурными.
Мой брат стал знаменит в 1980-е годы, эпоху драмы, когда главным было заявить о себе, и чем громогласнее, тем лучше. Тогда все пытались превзойти саму жизнь.
Синди Кроуфорд (Cindy Crawford), одна из первых 'супер-моделей' - Джанни создал это явление, когда выпустил ведущих манекенщиц всех вместе на подиум - сказала о моем брате:' Он стремился создать образ пышного великолепия, для него не существовало понятия 'слишком': максимальный объем волос, многочисленные слои косметики, высокие груди'.
Этот подход пришелся по душе русским женщинам, которые хотели одеваться гламурно и чувственно. Эти образы напоминали эпоху имперской России, пышность царского двора и романтику 'русских сезонов' Дягилева. Версаче с его любовью к декоративным украшениям, золотым аксессуарам, броским цветам и узорам, не говоря уже о потрясающих вечерних нарядах, оказался идеальным дизайнером для этой страны. Любовь была взаимной. Версаче всегда использовал декоративные элементы исторических костюмов, например, греческие мотивы или завитки, которые любили в эпоху Возрождения.
Несколько недель назад я посетила Россию после десятилетнего перерыва, и нашла, что очень многое изменилось. В стране появилось больше брендов, это изменило ситуацию в ритейле. Когда у людей появляется выбор, они четче определяются со своими предпочтениями. В 1990-е годы выбор был ограничен, но теперь женщины могут заниматься шоппингом также как в Милане, Лондоне или Париже, и, конечно же, это не могло не повлиять на их манеру одеваться.
Больше всего меня поразило, каким образом изменился этот стиль. Ушли в прошлое крикливые показушные вещи. Теперь русские женщины отдают предпочтение утонченности.
На коктейле, который я устроила в своем московском магазине, я общалась с многими очень стильно одетыми клиентами, но две из них выделялись из общей толпы. Они были так свежи и уверены в себе, так современно и неброско одеты. Оказалось что это - внучки Михаила Горбачева.
Но за прошедшие десять лет изменилась не только манера одеваться русских женщин, изменился и стиль Версаче. Восьмидесятые годы были эпохой гедонизма, излишеств, с новым веком в моду вошла сдержанность.
Когда я унаследовала бразды правления бизнесом, дела шли хуже некуда. Я все время помогала брату, но не была готова к грузу ответственности, который внезапно лег на мои плечи. Год за годом мне приходилось создавать коллекции, хотя я еще оправилась от тяжелой утраты, а весь мир наблюдал, как я постигаю ремесло дизайнера. Было очень тяжело, в течение долгого времени мне казалось, что я -копия Джанни.
Но постепенно я стала обретать свой собственный голос. Я начала ощущать, что мне есть, что сказать, и хотя во мне присутствует 'геном Версаче' - разве могло быть по-другому, ведь именно Джанни научил меня всему, что я знаю о мире высокой моды - мои коллекции стали носить отпечаток моего личного развития, путешествия из девичества в мир женщины.
Сегодня я создаю одежду Версаче для сильных, уверенных в себе женщин, которые хотят выглядеть гламурно, сексуально и модно, независимо от возраста или национальности.
Версаче сейчас много внимания уделяет крою и тканям, созданию элегантного, чувственного стиля, мы также предлагаем дневную одежду и аксессуары, а не только сногсшибательные наряды для дефиле по красной дорожке, как это было раньше (спасибо тебе, Лиз Херли). И именно так стремится одеваться модная русская женщина в 2007 году.
Что же произошло? Безусловно мода развивается циклически, поэтому не исключено, что россияне, как и весь мир, пришли к выводу, что не стоит роскоши выглядеть столь вопиюще. Но я считаю, что не все так просто. После того как я побывала в Москве, пообщалась с русскими женщинами, увидела потрясающую архитектуру Кремля и собор Василия Блаженного, я осознала простую истину: в России культура играет очень важную роль.
Русские во многом напоминают мне итальянцев - у наших народов длинная и сложная история, мы - страстные натуры, мы яростно гордимся своим наследием, у нас многовековые культурные традиции. Поэтому я уверена, что причина, по которой русские женщины сегодня отдают предпочтение более сдержанному стилю, заключается в том, что они не хотят производить впечатление некультурных или лишенных вкуса. Или просто-напросто выглядеть нелепо.
Русских женщин, с которыми я познакомилась - , президент и основатель сети первоклассных фитнесс-центров, Алена Долецкая, главный редактор русской версии Vogue, Алла Вербер, занимающаяся ритейлом люксовых товаров - выглядели потрясающе; они поведали мне о новом поколении русских женщин, которые сами зарабатывают себе на жизнь и управляют компаниями. Это - не праздные домохозяйки и подружки богачей-олигархов. Не молоденькие русские манекенщицы с экзотической внешностью, которые заполонили подиумы Милана. Они - умные, уверенные в себе женщины, которые хотят одеваться элегантно и изысканно.