Когда светские львицы идут на революцию, это значит, что Кремлю пора и в самом деле подвинуться. Помните, у Шекспира: власть Макбета падет, когда пойдет Бирнамский лес на Дунсинан. Так вот, оказалось, что когда на Кремль идет Химкинский лес, подпираемый Евгенией Чириковой, - это еще полбеды. А вот когда на антикремлевский митинг выходят вместе , и примкнувшая к ним против их воли - вот тут уже, как выражался гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш, кругом беда. Капут Кремлю.
Все три богатырши отечественного гламура присутствовали на Болотной площади, и слух о том прошел по всей Руси великой через Фейсбук и пламенный ЖЖ. Гнев их на власть велик и ужасен, а мобилизационный ресурс просто неистощим. Если верить их постам, на площади стояли три легиона их единомышленников (давно пора подумать о соответствующих штандартах, знаменах и фирменных знаках).
Вот как сообщает об этом Божена Рынска в своем блоге. (Взяв на себя скромную роль летописца Пимена, призванного донести до будущих поколений ее образ чистым и незамутненным, я позволил себе опустить некоторые не привычные для печати выражения):
"С Собчак у нас общая цель: высокой явкой отодвинуть шайку-лейку хотя бы на сотку […] назад. Собчак - это эффективный деятель сопротивления, потому что она может привести с собой тысяч пять голов как минимум. Она - вождь кроликов, и образец для подражания светских телок, икона, тык скыть. А значит, это эффективнейший обманутый дольщик. "Чему тут радоваться..." - косоротится либеральная нафталиновая […] Тому […], что есть эффективный инструмент сопротивления. Ценный игрок в команде".
Единственное обстоятельство, дающее Кремлю призрачную надежду на спасение, - это отсутствие единства между тремя этими валькириями революции. (Валькириями - в прямом смысле слова: Рынска обещает "обеспечить Сопротивление камерами-беспилотниками, чтобы точно видеть, кого и как винтят").
Увы, поссорились Собчак и Канделаки, и спор этот в целом напоминает конфликт ликвидаторов и отзовистов в большевистской партии в самом начале двадцатого века. Ликвидаторы, если помните, призывали к опоре на легальные методы борьбы, а отзовисты настаивали на "конспирации, конспирации и еще раз конспирации". Чтобы никакого соглашательства с царским режимом.
Так вот, Собчак выяснила, что Канделаки ходила на встречу в администрацию президента, и тотчас объявила почти равновеликую ей Тину "болотным оборотнем" и "троянским конем администрации". Информация о встрече, судя по всему, просочилась от популярного телеведущего Максима Шевченко. И хотя он все в том же великосветском тоне сообщил, что встречу эту могут считать инструктажем только маразматики и "ущербные кретины, чье мнение никого не интересует", этих самых ущербных маразматиков в Сети оказалось прямо по Блоку - тьмы, и тьмы, и тьмы. И все они накинулись на бедную Тину Канделаки, пока она не протрубила отбой сетевой битве глубочайшим по смыслу комментарием: "Всем сладких снов. Пошла спать с Мережковским".
Для справки читателям глянцевых журналов: Дмитрий Сергеевич Мережковский - это не бизнес-партнер , его не было вместе с Канделаки и Керимовым в разбившемся во Франции "Феррари"; он в этой самой Франции умер еще в 1941 году, в эмиграции, в 76-летнем возрасте. Так что спать с ним Канделаки отправилась в платонически-интеллектуальном смысле; сейчас сказали бы, что она, мол, решила "переспать с мыслью".
В этом смысле Мережковский - очень правильный и продуктивный партнер, поскольку это он одним из первых интеллектуалов в России понял суть "третьего лица хамства", а именно случившейся в октябре 1917 года революции. (Первым и вторым ликами Хама он считал раболепное российское средневековье и императорскую казенщину). Выбор Тиной Мережковского очень точен еще и потому, что Мережковский и жена его Зинаида Гиппиус большую часть жизни прожили среди революционных интеллигентов, да и сами в молодости были фрондерами, очень похожими на некоторых выступавших на Болотной персонажей.
Так, например, после расстрела демонстрации попа Гапона 9 января 1905 года Мережковские вместе со своим тогдашним приятелем, поэтом Андреем Белым, сорвали в знак протеста спектакль в императорском Александринском театре. А когда подстриженный для конспирации Гапон на следующий день объявил, что мирные пути борьбы исчерпаны и он просит подойти к нему "всех честных химиков" (очевидно, для производства бомб), Белый заволновался между Мережковским и Гиппиус: "Я ведь физический факультет заканчивал, так значит, и мне надо, я же естественник!"
От революционной лихорадки Мережковских вылечили большевики, направив еще в 1917 году на принудительные работы по рытью окопов вокруг Питера (тогда еще не придумали для этого дела всяких красивых слов типа "трудовых фронтов" и "коммунистических починов"). Вылечился и их друг Александр Блок, в 1907 году тоже недовольный результатами думских выборов, а о тогдашней политической системе оставивший бессмертные строки:
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей.
А вот у поэта всемирный запой -
И мало ему конституций.
Да, быть довольным только женой (мужем) для нашего гламура смерти подобно. У Ксении с Рынской - всемирный запой, и мало им всем конституций. А вот с Канделаки им, наверное, придется обойтись по Ленину: "Прежде, чем полностью объединиться, нам надо окончательно размежеваться".
Дмитрий Бабич, обозреватель
Фото: Екатерина Чеснокова, Руслан Кривобок
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции