Раскрыта "загадка" одного из менее известных фильмов обладателя четырех "Оскаров" Федерико Феллини "Репетиция оркестра". Ни критика, ни широкая публика не смогли в свое время распознать истинное значение киноленты, остававшейся все это время в тени киноиндустрии. Что же скрыл от рядового зрителя мэтр мирового кинематографа, стало известно спустя почти три десятилетия после выхода картины на экран и смерти автора.
Ответ на этот вопрос нашел новосибирский психолог Игорь Поперечный, возглавляющий международный проект по раскрытию тайн наиболее известных творений визуального искусства ХХ века. Подвергнув фильм детальной интерпретации с психоаналитической точки зрения, психолог установил, что он имеет двойную трактовку и содержит в себе глубоко завуалированный смысл.
Полученные выводы позволяют сопоставить "Репетицию оркестра" с шедеврами Леонардо да Винчи и других великих мастеров в том плане, что подтекстовое содержание их творений тщательно скрыто за тем, что визуально изображено в них.
"Визуальный" сюжет фильма, рассказывающий о происходящих процессах в типичном итальянском симфоническом оркестре, внутренних отношениях музыкантов, их конфликтах, не привлек большого внимания зрителей. После выхода в прокат в 1979 году фильм, к которому великий композитор Нино Рота написал последнюю и возможно свою лучшую симфоническую сюиту, не пользовался особой популярностью. Публика не смогла распознать главный сюжет. И сам Феллини практически никак не отзывался о своем детище, назвав его "фильмиком", снятым "между делом".
Хотя лента, снятая с непрофессиональными актерами всего за шестнадцать дней, без учета времени на монтаж и озвучивание, действительно на редкость проста по своей сюжетной организации, было бы ошибочно полагать, что режиссер такого уровня как Феллини в самый рассвет своих творческих способностей взялся за работу, не имевшую особого смысла. На момент съемок ему было 58 лет, а люди в этом возрасте, тем более являющиеся ведущими в своей профессии, вряд ли станут тратить силы на вещи, не имеющие особого смысла, считает новосибирский психолог.
Этим фильмом маститый итальянский режиссер лишь подтвердил свои способности создавать интригу наравне с другими авторами наиболее известных творений искусства и культуры прошлого.
Психолог пришел к выводу, что Феллини показал не что иное, как структуру личности одного человека, его психологическую сущность.
Согласно выводам исследований, всем действующим лицам – членам оркестра, дирижеру, администратору и другим – автор, как оказалось, отвел роли отдельных сторон личности и пороков человека – таких как тщеславие, сексуальность, доброжелательность, приветливость, скупость и т.д.
Место действия фильма – средневековая римская церковь – согласно интерпретации представляет собой вместилище ума и интеллекта, то есть человеческую голову, где проходят определенные процессы, изолированные от внешнего мира.
"Анализируя фильм, я увидел в нем кинематографическую интерпретацию системы духовного развития человека, основанную на заключениях известного итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли", - сказал Игорь Поперечный. Через прекрасную игру актеров Феллини представил нам так называемые "теневые" личности, существующие в каждом из нас. Удивляет, что актеры, играя одну роль для "визуального" сюжета о репетиции оркестра, совершенно не подозревали о том, какие на самом деле роли отвел для них автор.
Психолог не исключает, что фильмом режиссер продемонстрировал себя, структуру именно своей личности. В этом случае кинолента представляет собой не что иное, как самоописание, содержащее столь личные и интимные сведения.
То, что Феллини не пожелал при жизни публично раскрывать истинный смысл фильма, лишь подтверждает эту версию, и говорит о ее значимости, прежде всего для него самого.
Необходимо добавить, что все фильмы Феллини отличает глубокий психологизм. Впрочем, это присуще европейскому кинематографу, который содержит в себе намного больше духовного смысла, чем режиссура голливудских кинолент.
Интерпретация кинофильма Феллини стала вторым открытием Игоря Поперечного в рамках начатого им в 2002 году цикла "Психология визуального искусства ХХ века". Первое открытие касалось анализа творчества Сальвадора Дали. Согласно сделанным выводам, тайна его картин заключалась в том, что испанский художник использовал символы, имеющие значение на подсознательном уровне. Это помогло ему завуалировать истинный смысл своих полотен настолько, что они не перестают завораживать умы зрителей по всему миру и по-прежнему вызывают различные толкования всевозможных исследователей и почитателей его творчества.
В ближайшее время психолог обещает рассказать о других тайнах, скрывающихся в наиболее известных творениях визуального жанра, в том числе в фильмах других европейских и российских режиссерах.
Комментируя выводы исследований, обладатель одного из специальных призов проходящего в эти дни Венецианского кинофестиваля, режиссер Александр Сокуров, чьи фильмы также будут подвергнуты психологическому анализу, проявил интерес к исследованиям, но усомнился в том, что они в состоянии рассказать все о кинолентах. "Одной психологии, я думаю, будет недостаточно", - сказал Сокуров. Режиссер Александр Прошкин высказал мнение, что подобные исследования "запоздали лет на тридцать". "Исследование обращено к эпохе ренессанса кино. Сегодня уже нет Бергмана, Антониони, Феллини, и нет культурной среды, которая была бы способна вступить в диалог с этими личностями", - сказал он, отметив, что, по его мнению, "сейчас на фоне сериальщины и развлекательного кино некому вступить в такой диалог".
Впрочем, оспаривать значимость психологических исследований Прошкин не стал, так как подобной работой еще никто не занимался. Директор НИИ киноискусства Людмила Будяк сказала, что, на ее взгляд, исследования "позволят многим создателям кино посмотреть на себя со стороны".
Максим Кошмарчук